Usability.by » Blog Archive Экскурсия в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб компании Билайн | Usability.by
Улучшаем взаимодействие пользователей с вашим сервисом Повышаем конверсию
в продажи, заявки или
звонки
Проектируем
новые
продукты
Компания 1Point осуществляет весь спектр услуг в области юзабилити, дизайна, user experience
и веб-аналитики

Экскурсия в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб компании Билайн

Экскурсия в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб компании Билайн 1

Как сообщает Компьюлента в 2008 году на конференции Mobile World Congress в Барселоне исполнительный директор компании Vodafone Арун Сарин призвал сотовых операторов поработать на тем, чтобы сделать мобильные сервисы более простыми для использования. В противном случае, считает Сарин, контроль над этим бизнесом захватят медиагиганты вроде Google или Yahoo.

Сегодня операторы предлагают абонентам множество замысловатых тарифов. Мобильные сервисы зачастую медленны и сложны для использования. Если компании хотят сохранить аудиторию, которая насчитывает 3 миллиарда человек по всему миру, они должны начать предпринимать какие-то действия.

Арун Сарин напомнил операторам, что сотовые абоненты хотят пользоваться социальными сетями, электронной почтой, SMS, интернет-пейджерами, а не только голосовыми сервисами. «Коммуникации — наша основная деятельность, поэтому мы должны присутствовать во всех сферах этого бизнеса», — заявил глава Vodafone.

К такому призыву стоит прислушаться ещё и потому, что сделан он исполнительным директором компании, которая постоянно проводит исследования, юзабилити-тестирования и имеет собственный отдел проектирования интерфейсов. (Интервью с участницей сообщества Usability.by, проектировщиком мобильных интерфейсов, работавшей в Vodafone, Татьяной Пучковской появиться на страницах ресурса в следующем месяце).

Услышан ли призыв Аруна Сарина в России? Используют ли мобильные операторы подход User Centered Design (активное вовлечение пользователя в процесс разработки) при создании новых продуктов?

Мобильные телефоны и услуги стали доступны всем. Цена уже давно не является конкурентным преимуществом. Судя по частоте слов «простой», «удобный» и «понятный» в рекламе мобильных услуг, телекомы осознали потребность покупателей в простоте и удобстве. Но как именно создаются продукты удобные для абонентов?

С вопросом о том, как организована эта деятельность у российских сотовых операторов, мы обратились к одному из лидеров рынка мобильной связи — компании Вымпелком (Билайн). Ещё в 2006 году в компании было создано подразделение дизайна продуктов, а в конце 2008 открыта лаборатория Mobio Lab. Представители компании пошли нам на встречу и предложили провести экскурсию в лабораторию. Призыв к участию был опубликован на Хабрахабре и usability.by и после того, как сформировалась группа, мы отправились в Мобио Лаб.

Экскурсия в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб компании Билайн 2

Экскурсия в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб компании Билайн 3

Началась экскурсия с презентации в «кинозале», одной из комнат лаборатории, об истории создания лаборатории, этапах и интеграции работ над улучшением юзабилити в жизненный цикл продуктов компании. Компания Билайн предоставляет огромное количество сервисов и услуг и каждый имеет собственный интерфейс для работы с ним (uccd, wap, sms, web и другие). Для изучения и дальнейшего улучшения взаимодействия клиентов со всем многообразием сервисов и услуг и была создана лаборатория.

Мобио Лаб состоит из 5 областей: комнаты наблюдателей и 4 зон тестирования, которые условно можно назвать «офис», «комната», «кафе» и «кинозал». Как можно понять из названий, каждая область призвана создать условия работы с продуктом близкие к реальным. От зон тестирования наблюдатели отделены односторонним зеркалом — зеркалом Гезела. Комната наблюдателей расположена полукругом и позволяет следить за ходом тестирования в каждой области. Это дает возможность проводить несколько сессий тестирования в различных зонах одновременно. Во время рабочей сессии в комнате исследователей свет выключен, поэтому респонденты, сидящие за стеклом в рабочей области, хорошо видны.

кафе

кафе

Общение исследователя с респондентом происходит с помощью микрофонов. На экраны мониторов выводиться изображения с нескольких видеокамер из комнат респондентов. Такая информация очень полезна при анализе результатов. Например, камера на столе позволяет записать мимику пользователя. Исследователь может изменять направление камер автоматически. Камера, которая крепиться к самому телефону позволяет получить видео с экрана устройства и кнопок, которые нажимает пользователь.

При тестировании используются мобильные телефоны с предустановленным прототипом или специальным ПО. Нашей группе было предложено определить, на каких из лежащих телефонов загружено оригинальное программное обеспечение, а на каких прототип. Признаюсь, что это было сделать не легко.

Думаю не ошибусь, если скажу, что Мобио Лаб на данный момент самая оборудованная юзабилити-лаборатория в России. Среди используемого в лаборатории оборудования есть как eye-track’еры для фиксации движения глаз шведской компании Tobii, так и отечественные разработки в области тестирования.

eye-tracking

eye-tracking 2

Для проектирования интерфейсов в компании используется собственное ноу-хау — специализированное ПО с широким перечнем возможностей. Это и генерация рабочего прототипа, который можно загрузить и запустить прямо на телефоне и эмуляция самого мобильного телефона в программе, создание блок схем и диаграмм поведения, проектирование GUI т.д.

Экскурсия в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб

Если бы Арун Сарин побывал в России и посетил Мобио Лаб, то в своих последующих выступлениях он смог бы приводить пример того, как должен мобильный оператор работать над повышением качества своих продуктов.

Ресурс Usability.by выражает благодарность сотрудникам компании Билайн за организацию и проведение экскурсии.

Twitter Facebook Google Buzz Вконтакте МойМир Google Bookmarks delicious Memori.ru БобрДобр.ru Mister Wong Technorati МоёМесто.ru I.ua


7 комментариев

  1. Я к сожалению на эту экскурсию не попал.
    Хотелось бы узнать, когда будет следующая?

  2. […] лучшими книгами по теме на русском языке, экскурсии в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб компании Билайн и другие. На сайте Usability.by постоянно публикуются […]

  3. […] участники экскурсии в юзабилити-лабораторию Мобио Лаб были восхищены увидев, пожалуй самую лучшую, […]

  4. […] Usability.by проводил экскурсию в лаборатории Mobiolab ОАО Вымпелком (ТМ Билайн) Comment (RSS) […]

  5. .

    благодарствую!…

  6. .

    ñïñ….

Комментировать